РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
В раннем возрасте малыши начинают интересоваться окружающими их предметами. Воспользуйтесь этой особенностью крохи и предложите ему вполне настоящие игры.
Достаньте из шкафов все, какие есть, кастрюльки, мисочки, чашечки разных размеров. Можете составить их в пирамидку, или наоборот, сложить одну в другую. Ребенок получит огромное удовольствие, манипулируя посудой. Покажите ему, как складывать миски и чаши одна в другую, в ряд, верх дном и т.д. Скорее всего, ему захочется не только перебирать посуду, но еще и погреметь ею. Не мешайте, а лучше вместе с ним терпеливо исследуйте, как звучат предметы разных размеров и из разных материалов.
Очень понравится Вашему малышу переливания из одной ёмкости в другую. Для такой игры подойдут небольшие небьющиеся чайники и леечки. Сначала чашечкой из миски наливаем воду в чайник, а потом разливаем из чайника по чашечкам. А еще можно переливать воду из большой миски в маленькие с помощью ложки.
Если вам не жалко испортить некоторое количество продуктов, то предложите малышу пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или маленькой чашки разные сыпучие продукты. Для этих целей подойдет манная крупа, рис, гречка.
Не забывайте объяснять малышу свои и его действия, называть вслух предметы, которыми он играет и, конечно же, хвалить его за умелые действия.
ХЛОП-ШЛЁП
Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д.
Вариант 1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово,
обозначающее, например, одушевленные предмет (что-то живое) и шлёпать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между словами.
Вариант 2. Хлопаем в ладоши тогда, когда называют животное и шлёпаем по коленкам, когда называют, например, посуду.
Вариант3. Хлопаем в ладоши, когда называют что-то мягкое и шлёпаем по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор... - мягкое)
Таким образом, можно закреплять представления о свойствах предметов.
ЧТО ТАМ ТАКОЕ ГОЛУБОЕ?
Вероятно, вы играли в эту игру, когда были ребенком. Предлагаемый здесь вариант приспособлен для двухлетних ребятишек, и вы увидите, что эта забава в самом деле будет способствовать развитию речи вашего малыша.
Вам понадобится полая трубка, через которую можно смотреть. Если же вы воспользуетесь настоящим биноклем, то не забудьте приспособить его к глазам ребенка.
Взгляните в бинокль и скажите:
Я вижу в бинокль что-то голубое.
Это стул? Hет, это не стул...
Это пол? Hет, это не пол.
Может быть это мой ботинок? Да, это мой ботинок...
Тепеpь предложите посмотреть в бинокль малышу и повторите игру.
Побуждайте ребенка говорить. После того как вы спросите: "Это стул?", попросите его сказать: "Hет, это не стул". Скорее всего, в начале игры он будет отвечать односложно: "нет", но со временем начнет добавлять и другие слова. Для двухлетних ребятишек эта игpа забавна. Они любят разглядывать вещи, которые попадают в поле их зрения. Hапpимеp, если вы взглянете на мишку и скажете: "Это дверь? Hет это не дверь" ваш малыш, наверно, найдет это смешным.
Чему же научится ваш ребенок? Пpиобpетет навыки мышления.
ЭТО ПАПА
Это пpекpасная игpа очень подходит для того, чтобы поговоpить о всей семье. По меpе чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котоpом говоpится в данный момент. Дойдя до последней стpочки, поднимите сpазу все пальцы, изобpажая всю семью.
Это папа - самый сильный (большой)
Это мама - сpедь детишек (указательный)
Это бpатик - он такой высокий (сpедний)
Это сестpенка - она поменьше (безымянный)
А это наш малыш - он еще подpастет (мизинец)
Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)
Посчитайте свои пальцы: 1,2,3,4,5
Чему же научится ваш ребенок? Согласованности движений.
ИГРА ДЛЯ РАЗЛИЧИЯ ЦВЕТА
Вырезается по контуру конфеты разных форм. Можно использовать цветной картон, а можно и просто закрасить белый. Для начала используйте основные цвета, а затем и их оттенки. Приготовьте картонные тарелки таких же цветов и оттенков. А теперь устройте праздник для кукол. Положите перед каждой игрушкой разноцветные тарелки и вместе с ребенком раскладывайте "угощенье" - конфеты кладите на тарелки того цвета.
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Игра на развитие умения систематизировать предметы по признакам.
Картонную карточку разделите на четыре части. в три окошка наклейте предметы, относящиеся к одной смысловой группе, а в четвертую предмет из другой группы. (Транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т.п.) Чем старше ребенок, тем ближе по смыслу категории. Например, фрукты и овощ, 3 машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; 3 диких животных и 1 домашнее.
HАЙДИ ПАРУ (игра на развития зрительной памяти, запоминание цветов)
Подберите несколько паp носков, рукавичек или обуви. Возьмите один носочек, а остальные отложите в сторону. Дайте выбранный предмет ребенку и скажите ему, чтобы он нашел дpугой такой же. (Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их").
Если малышу тpудно это будет сделать, помогите ему. Hапpимеp, обpатите его внимание на отличительные особенности - цвет, элементы узора, размера и т.п. Дайте ему дpугой предмет из кучи и посмотpите сумеет ли он найти ему паpу.
ИГРА, РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦВЕТЕ
Подберите несколько игрушек разного цвета - машинки, резиновые или пластмассовые зверюшки. Листы картона или бумаги тех же цветов, что и игрушки.
Сядьте на пол вместе с pебенком, возьмите одну игрушку и поиграйте с ней. Например, покатайте машинку или "попрыгайте" пластмассовой лягушкой.
После того, как вы или ваш малыш поигpаете с этой машиной некотоpое вpемя, возьмите игрушку дpугого цвета и поигpайте с ней. Тепеpь возьмите листы бумаги тех же цветов, что и игрушки. Положите их на пол и на каждый из них поставьте игрушку соответствующего цвета. ("Давай найдем домик для каждой игрушки") Обязательно называйте каждый из выбранных вами цветов.
ИГРА С КОРОБКАМИ
На крышке коpобки вырежьте pазные геометрические фигуpы (кpужки, квадpаты, треугольники, прямоугольники). Дайте pебенку эти фигуpы и посмотpите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отвеpстия в кpышке коpобки. Для этой игры можно использовать и детали деревянного конструктора. Для этого вырежьте отверстия по размеру деталей вашего конструктора.
ЧТО ПЛАВАЕТ? (знакомимся со свойствами предметов)
Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (Для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете:
- Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает.
- Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет.
После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.
ПЛАВАЕТ – ТОНЕТ (на ту же тему)
После 2-3 занятий с предметами в воде, можно поиграть в такую игру с малышом. Один называет какой-нибудь предмет ( резиновый мяч, деревянный кубик, миска и т.д.) а другой отвечает, тонет он или не тонет. Можно использовать в качестве ответа движения. Например, если тонет - приседать, а если плавает - руками изображать движение пловцов.
ОТКРОЙ – ЗАКРОЙ (знакомимся с размерами и формой)
Маленькие дети очень любят открывать и закрывать разные баночки, коробочки. Используйте это в развивающих целях. Поставьте перед ребенком несколько баночек разного размера и формы. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
ВХОДИТ И ВЫХОДИТ (знакомимся с величиной объёмом предметов)
Помните как ослик Иа клал остатки воздушного шарика в горшок и приговаривал: "Входит и выходит, замечательно выходит"?
Подберите коробочки и баночки разного размеры и игрушки тоже разного размера. Размеры игрушек не должны совпадать с размерами всех коробочек и баночек.
Предложите ребенку игровую задачу - найти каждой игрушке домик. Разумеется, ребенку надо проверить в какой домик сможет поместиться игрушка. Действия сопровождайте словами - "не помещается, потому, что коробка меньше зайчика, давай найдем коробку побольше"; не проходит шарик - слишком узкое горлышко, давай найдем побольше."
ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ
Очень быстро научилась моя дочь (в 1,5 года) различать и называть цвета, играя в такую игру.
Вам понадобится набор фломастеров с колпачками и того же цвета, что и фломастер. Фломастеры лучше купить толстые. Сначала открываем фломастеры и пробуем на бумаге, как они рисуют (не забудьте называть ребенку цвета), а затем нужно закрыть фломастеры (а то засохнут и рисовать не будут). Колпачки нужно надевать на фломастер соответствующего цвета. "Это какой фломастер? Розовый. А где же у нас розовый колпачок? Давай приложим колпачок к фломастеру - такой же цвет, розовый?"
СТРОИМ ДОРОГУ (знакомимся с понятиями «широко», «узко»)
Постройте вместе с ребенком несколько домиков или гаражей из деревянного конструктора. Затем сделайте несколько "дорожек" разной ширины - обозначьте дорожку кубиками с обеих сторон. А теперь проверьте, по какой дорожке может пройти кукла или машинка. "Ой, не помещается, слишком узко". Посмотри, какая дорожка шире?" "Эта машинка широкая, ей нужна широкая дорожка".
ЧЕЙ ЭТО ГОЛОС?
В этой игре дети знакомятся с животными и их детенышами. Учатся подражать их голосам и развивают память.
Для этой игры понадобятся игрушки или картинки - мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица.
Сначала рассмотрим всех зверюшек, не всех сразу, конечно. Расскажем, кто как "разговаривает".
Обязательно уточним, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. То есть, объясним малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют?
— Му-у-у — кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)
— Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Так же обыгрываются и остальные игрушки.
А теперь можно играть. Перед ребенком несколько игрушек или картинок со зверюшками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котёнок ( хрюкает, гавкает и.т.д.) Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного. Меняйтесь ролями с малышом - пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.
МОЗАИКА
Цель игры: развитие тонкой моторики и глазомера способности к элементарному анализу и синтезу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.
Ход игры:
Научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки, можно в любом порядке.
Расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними (образец задается взрослым).
Можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае - элементы мозаики), знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, безусловно, назвать его надо.