<font face="Calibri, serif"><font face="Times New Roman, serif">Организация летней оздоровительной работы</font></font>
<font face="Calibri, serif"><font face="Times New Roman, serif">в учреждениях дошкольного образования</font></font>
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилак<wbr />тических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительност<wbr />ь летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
Подготовка к летней оздоровительной работе
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны отделов образования, спорта и туризма, учреждений дошкольного образования.
-
Начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.
Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:
наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
функционирование поливочной системы;
обеспечение замены песка в многофункциональ<wbr />ных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительног<wbr />о документа);
засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:
ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков;площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);
организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилак<wbr />тическая работа, система физкультурно-озд<wbr />оровительной работы, система закаливания);
организация распорядка жизни и образовательного процесса в летний период;
взаимодействие с семьей;
методические рекомендации для педагогических работников:
– по профилактике острых кишечных инфекций;
– по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;
– по предупреждению детского дорожно-транспор<wbr />тного травматизма;
-
Формируется циклограмма совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с детьми;
-
Составляется расписание специально-орган<wbr />изованной деятельности по образовательным областям«Физическая культура», «Искусство»;
-
В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-орган<wbr />изованной деятельности, материалы консультаций для родителей
Создание безопасных условий жизнедеятельност<wbr />и детей
-
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательство<wbr />м.
-
На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
-
Групповые площадки:
– должны иметь инсолируемую и затененную части;
– оборудоваться многофункциональ<wbr />ными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
– для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриватьс<wbr />я и покрытие утрамбованным грунтом;
–обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
– на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
– надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
–установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
– игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Организация летнего оздоровления
(организация питания, лечебно-профилак<wbr />тическая работа, система физкультурно-озд<wbr />оровительной работы, система закаливания)
-
Предусматриваетс<wbr />я максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.
-
Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.
В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированног<wbr />о питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.
В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минера<wbr />льных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизирова<wbr />нных блюд не допускается.
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
-
Тематика физкультурно-мас<wbr />совых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
-
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
-
Физкультурно-озд<wbr />оровительная работа включает:
– утреннюю гимнастику;
– физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
– подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
– активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
– самостоятельную двигательную деятельность;
– закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3-4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствовани<wbr />е упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-раз<wbr />вивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствовани<wbr />е двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
игры с элементами спортивного ориентирования;
комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельност<wbr />ь воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-озд<wbr />оровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительност<wbr />ью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
-
<font face="Calibri, serif"><font face="Times New Roman, serif">Во время о</font><font face="Times New Roman, serif">рганизации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:</font></font>
– качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;
– приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
– С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
– организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
– соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
– обеспечением санитарно-эпидем<wbr />иологического режима в группах;
– организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
– одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
– проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
– обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
– исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
– наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
– функционирование поливочной системы;
– засетченность окон в учреждении дошкольного образования.